Еще один авиаперевозчик на грани банкротства. Что делать пассажирам «ВИМ-Авиа»

941cb57f6dc10766458e9f74e5f7772a

Руководство авиакомпании подозревают в присвоении денег пассажиров, туроператоры готовятся понести многомиллионные потери, а люди часами сидят в аэропортах по всему миру, ожидая вылета.

«ВИМ-Авиа» оказалась на грани банкротства. Крупная российская авиакомпания с начала года задержала около 12% своих рейсов. Причем массовые и длительные задержки вылета рейсов начались еще летом, но перевозчик объяснял это «поздним прибытием» самолетов с техобслуживания. Нарушения достигли такого масштаба, что в дело вмешались Минтранс, Росавиация, Генеральная прокуратура и Следственный комитет. Последний возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество».

По данным Ассоциации туроператоров РФ, от приостановки чартерных программ «ВИМ-Авиа» могут пострадать до 100 тыс. туристов, включая тех, кто ждет бортов для возвращения домой. Что делать клиентам проблемной авиакомпании — в инструкции 66.RU.

Что происходит с «ВИМ-Авиа»

Задержки рейсов компании «ВИМ-Авиа» начались еще летом, но они не были столь масштабными. Массовые переносы вылетов начались 22 сентября. Уже 23-го ситуация усугубилась: из Домодедово вовремя вылететь не смогли более десятка рейсов. Пресс-служба «ВИМ-Авиа» объяснила проблему традиционным сезонным фактором.

Из сообщения пресс-службы «ВИМ-Авиа»:

— Временные трудности с расписанием авиакомпании вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию. В ближайшее время расписание рейсов нормализуется.

Однако в Росавиации заявили, что длительные задержки рейсов авиакомпании из аэропорта Домодедово связаны с ее «неурегулированной» задолженностью перед топливозаправочными организациями. В Минтрансе также заявили, что ситуация не совсем штатная.

Вечером 23 сентября по поручению главы СКР Александра Бастрыкина началась доследственная проверка по факту нарушения прав пассажиров. 24 сентября газета «Ведомости» сообщила, что авиакомпания обратилась в правительство за господдержкой, а пока помощь перевозчику окажет правительство Татарстана. Однако представитель президента Республики Татарстан заявил РБК, что помогать перевозчику не планируется.

Фото: с сайта Росавиации

Массовые задержки чартеров начались в конце прошлой недели.

По данным «Ведомостей», аэропорт Домодедово отказался обслуживать компанию в долг (500 млн руб.), что стало причиной задержки и отмены рейсов.

25 сентября стало известно, что Генпрокуратура России вынесла представление руководителю Росавиации Александру Нерадько в связи с задержками рейсов «ВИМ-Авиа» и с задержкой зарплат сотрудникам авиакомпании.

Вечером 25 сентября Следственный комитет России заявил о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании «ВИМ-Авиа».

Пресс-служба Следственного комитета России:

— Следствием установлено, что не позднее 22 сентября 2017 г. у должностных лиц указанной авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере. Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту Домодедово, не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея, таким образом, возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 млн руб.

С вечера 25 сентября «ВИМ-Авиа» полностью прекратила полеты чартерных рейсов. На своей странице «ВКонтакте» авиакомпания опубликовала сообщение, что «не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования» и планирует «введение внешнего антикризисного управления». На официальном сайте «ВИМ-Авиа» такого сообщения нет.

Из сообщения авиакомпании «ВИМ-Авиа»:

— От лица всей авиакомпании «ВИМ-Авиа» мы приносим наши извинения всем пассажирам задержанных рейсов. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании «ВИМ-Авиа» сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах. Мы принимаем все возможные меры для скорейшего вывоза пассажиров.

Масштабы бедствия

Компания «ВИМ-Авиа», согласно данным Росавиации, по итогам первого полугодия 2017 г. занимала десятое место по пассажиропотоку. Основу деятельности авиакомпании, базирующейся в Домодедово, составляют регулярные и чартерные пассажирские перевозки из Москвы и региональных аэропортов. В 2016 году авиакомпания перевезла 2 млн пассажиров.

По данным Генеральной прокуратуры, в январе — августе 2017 г. «ВИМ-Авиа» задержала порядка 1020 рейсов более чем на два часа, еще 209 рейсов — более чем на шесть часов.

В Российском союзе туриндустрии заявили, что сейчас с курортов необходимо вывезти от 50 тыс. до 100 тыс. пассажиров «ВИМ-Авиа», всего же авиакомпания имеет обязательства перед более чем 190 тыс. пассажиров. Однако выполнить их довольно проблематично.

Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ:

— Сейчас нет свободных бортов на рынке, вернее, их очень мало. Если бы они дотянули до конца сентября, борта можно было бы поискать. Туроператоры сейчас в этой ситуации должны будут экстренно решать, что делать с туристами. Главное — туристов вывезти, потому что тур туда можно аннулировать, но, конечно, туроператоры будут вынуждены возвращать деньги.

В АТОР утверждают, что оплата всех перелетов может стоить не менее 10 млн долларов.

Ростуризм сегодня создал оперативный штаб в связи с прекращением авиакомпанией «ВИМ-Авиа» выполнения программ чартерных перелетов. Сейчас агентство совместно с туроператорами составляет список туристов, которым требуется помощь в возвращении домой.

Решение о судьбе самой авиакомпании будет принято до конца недели, пишет RNS со ссылкой на Росавиацию. Сейчас ведомство рассматривает несколько вариантов, в числе которых введение антикризисного управления и отстранение руководства от контроля за экономической деятельностью. Продолжается работа с кредиторами «ВИМ-Авиа».

Что делать туристам

Как рассказал 66.RU глава Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев, от проблем с «ВИМ-Авиа» пострадает не очень большое количество туристов. В основном это те, кто должен был вылетать в отпуск из Москвы, а не из Екатеринбурга, либо самостоятельные туристы.

Михаил Мальцев, глава Уральской ассоциации туризма:

— Дело в том, что первый инцидент с авиакомпанией произошел еще в июне. У нас было два крупных туроператора, которые перевозили клиентов «ВИМ-Авиа». Они оказались достаточно дальновидными либо так сложились обстоятельства, что всю остальную программу эти туроператоры осуществляли на других авиакомпаниях. В данной ситуации наши уральцы могут пострадать лишь в случае, если они вылетали через московский авиаузел.

По словам Мальцева, ситуация с «ВИМ-Авиа» — это классический случай, когда включается в работу Ассоциация туроператоров «Турпомощь».

Михаил Мальцев:

— Первая задача — вывезти туристов. Здесь включается механизм объединения туроператоров «Турпомощь». Для этого каждый туроператор вносит деньги. Я абсолютно точно знаю, что денег для решения проблемы там достаточно. Люди будут вывезены вне зависимости от «ВИМ-Авиа» — силами «Турпомощи».

По словам исполнительного директора УАТ, если вы купили турпакет, то поводов для беспокойства нет: это забота туроператора — найти вам нового перевозчика. «Те, кто приобретал турпакеты, полностью защищены. С этой проблемой туроператоры справятся, — уверяет Мальцев. — Если же вы взяли былет как обычный турист, неорганизованный, то вашу судьбу будут решать в зависимости от того, как будет складываться судьба авиакомпании».

Несмотря на уверения, что все будет хорошо, сотни туристов не могут вовремя вылететь за рубеж и вернуться обратно.

Инструкция, что делать, если ваш рейс задерживается

Во-первых, вы можете отказаться от полета и получить свои деньги обратно. Даже если ваш билет был невозвратным. В случае задержки по вине авиакомпании отказ от полета считается вынужденным, поэтому перевозчик обязан вернуть деньги.

Во-вторых, вы можете претендовать на компенсацию морального вреда и возмещение убытков. Клиент авиакомпании может подать перевозчику претензию по поводу возмещения понесенных из-за задержки рейса убытков (например, если человек опоздал на поезд и у него сорвались экскурсии, которые были оплачены заранее). К претензии нужно приложить копии документов, которые подтверждают, какие понесены убытки. Предъявить ее можно в аэропорту как пункта отправления, так и пункта назначения. Если речь идет о задержке внутренних перевозок, претензию можно подать в течение полугода со дня задержки рейса.

В-третьих, с авиакомпании можно взыскать штраф. Если причиной стал не форс-мажор, то перевозчик обязан оплатить вам 25% МРОТ (при МРОТ 8862 руб. — это 2215 руб.) за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета.

В-четвертых, в случае задержки рейса авиакомпания обязана предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с дошкольником (до семи лет). И позаботиться о вашем багаже: организовать его хранение в соответствующих камерах. Если ваш вылет откладывается более чем на два часа, вам должны предоставить возможность дважды позвонить или отправить два электронных письма. Также авиакомпания должна обеспечить пассажира прохладительными напитками.

В-пятых, при задержке рейса на четыре часа вы можете рассчитывать на обед или ужин. Затем горячим питанием вас обеспечивают каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов — в ночное. При задержке рейса на шесть часов ночью и восемь часов днем вы имеете право на гостиницу. Доставить вас к отелю и обратно также должны представители авиакомпании.

Помните, что для получения всех этих «бесплатных благ» вы должны сами обратиться к представителям авиакомпании. Подойдите к стойке регистрации и получите справку с указанием времени задержки рейса или поставьте на билет специальный штамп. Этим вы документально подтвердите факт задержки. И главное: собирайте чеки на все эти услуги.

После этого пишите заявление в авиакомпанию с просьбой возместить все расходы. К заявлению необходимо приложить все чеки, справку о задержке рейса и билет. Будьте готовы к тому, что отстаивать свои права придется в суде. Правда, если учесть, что финансовое положение «ВИМ-Авиа» «достаточно плачевно», получить возмещение будет трудно, даже если пассажир выиграет суд.

Источник: 66.ру