Жители Урала на грани выживания: рост банкротств и закредитованности

a7eb45faf882a395da35deeb99f903b1

Регионы Уральского федерального округа подходят к черте выживания. Отмечается рост банкротств и самая высокая закредитованность в России. Специалисты говорят о необходимости гуманизации закона «О банкротстве физических лиц», которая необходима и уральцам, и всей стране.

На конец июля 2017 года в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) было включено 38 046 банкрота среди физических лиц, что на 2760 дел больше, чем в июне. Каждый день в России становится на 89 банкротов больше.

В лидирующие регионы вошли Москва (3 038 банкротов) и Московская область. (2 076 банкротов). Данные территории занимают первое и второе место соответственно. Тройку лидеров замыкает Санкт-Петербург (1 632 банкротов). По подсчетам федеральной юридической компании «Стопдолг», в России на 100 тысяч жителей приходится 26 банкротов.

Из уральских регионов в десятку лидеров, заняв шестое место, вошла Свердловская область, где проживает 1 276 банкротов. Это на конец июля. А в конце июня их было 1 151 человек. Далее следует Челябинская область с 952 банкротами и ХМАО с 342. Меньше всего банкротов в Курганской области — 77 человек. ЯНАО и Тюменская область не досчитывают сотни банкротов. За цифрами не усмотреть. Они будут только расти.

«Темпы роста банкротств среди обычных граждан составляют 10% в месяц. Все это говорит о востребованности закона «О банкротстве» и высокой закредитованности населения. Необходимо повышать финансовую грамотность людей», — считает руководитель федеральной юридической компании «Стопдолг» Алексей Демин.

Аналитики Ассоциации российских банков отмечают: физическим лицам на начало июня 2017 года было выдано кредитов в целом по России на сумму в 3,2 трлн рублей. При этом общая задолженность физлиц по кредитам составляет 11 трлн рублей. Просроченная задолженность составляет около 8% от общей суммы долгов — порядка 890 млрд рублей.

Лидерами по просроченной задолженности граждан являются Ингушетия (27% от общероссийской суммы просрочки), Карачаево-Черкесия — 14% и Кабардино-Балкария — 11%.

И хотя Уральский федеральный округ не лидирует в списке регионов, где проживает масса потенциальных банкротов, однако в лидерах по рейтингу закредитованности граждан. Ямало-Ненецкий автономный округ, где в среднем на каждого жителя приходится около 190 тыс. рублей долга, занимает первую строчку рейтинга. Затем Ханты-Мансийский автономный округ — 176 тыс. кредитных рублей на человека и Тюменская область — 152 тыс. рублей на человека.

Добавим, что в УФНС по Курганской области корреспонденту ИА REGNUM уточнили: у закредитованного должника есть три варианта выпутаться из долгов.

«При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются три процедуры: рассрочка долгов (реструктуризация), предусматривающая пересмотр условий, порядка и срока погашения задолженности, реализация имущества (при отсутствии постоянного источника дохода и наличии имущества для удовлетворения требований кредиторов) и мировое соглашение, которое заключают кредиторы и должник. Банкротом гражданина объявляет суд после рассмотрения дела. Процедура банкротства может осуществляться не чаще одного раза в пять лет», — говорят налоговики, не вдаваясь в детали.

Эксперт проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» в Тюменской области Ян Малахов, наоборот, считает, что именно в деталях кроется зло.

«Представим ситуацию, — пояснил на примере эксперт ОНФ. — У гражданина был официальный источник дохода — зарплата в размере 35 тыс. рублей, он имел несколько кредитов и исправно их платил. Сумма ежемесячных платежей по кредитам составляла 16 тыс. рублей в месяц. Всего у гражданина было взято четыре кредита на общую сумму в 700 тыс. рублей. По достижении пенсионного возраста гражданина сократили и размер пенсии составил 9 тыс. рублей. Сокращение доходов привело к проблемам с выплатой кредитов».

Развитие ситуации весьма печально. На другую работу пенсионеру устроиться сложно. Имущество не покрывает долгов. Начинаются просрочки по кредиту. Банк подаёт в суд и выигрывает. Приставы начинают удерживать 50% от дохода должника.

«Фактически человек остаётся на грани выживания. Получая на руки 7 тыс. 200 рублей, он вынужден 3 тыс. рублей отдавать за коммунальные услуги. В итоге на жизнь у него остается только 4 тыс. 200 рублей. Гражданину ничего не остается, как объявить себя банкротом. Но для этого ему необходимо найти минимум 40 тыс. рублей. И это без учёта работы юриста, стоимость услуг которого составляет от 20 до 200 тыс. рублей дополнительно. То есть фактически человеку нужно минимум год копить на собственное банкротство, не тратя при этом ни копейки на личные нужды и еду», — поясняет Ян Малахов, говоря, что таких ситуаций в разных модификациях — тысячи.

Эксперт ОНФ считает, что необходимо принять меры по увеличению доступности процедуры банкротства для физических лиц. А именно — поправить закон «О банкротстве физических лиц» так, чтобы должнику, физическому лицу, не прибегать к услугами к финансового управляющего ради дорогостоящего анализа состояния финансов должника. Далее ввести ограничения на удержание из пенсии, если она меньше или равна прожиточному минимуму. Также рассмотреть вариант субсидирования процедуры банкротства для некоторых категорий физических лиц, предлагает эксперт ОНФ Ян Малахов.

Источник: ИА REGNUM