О необходимости закона, который позволял бы заявлять о банкротстве не только организациям, но и частным лицам, говорят уже около восьми лет.

276aae3b9e26fddf60e7811792be0820

Соответствующие изменения предлагается внести в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», а также ряд сопутствующих законодательных актов.

Как сообщил в ходе парламентских слушаний, прошедших в апреле 2012г. в нижней палате, директор департамента инновационного развития и корпоративного управления Министерства экономического развития РФ Дмитрий Скрипичников, ранее законопроект не был привязан к ныне существующему федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Сейчас он доработан по предложению администрации президента РФ.

Как сообщил ранее первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам собственности Юрий Петров, закон введет в правовое русло взаимоотношения банков с гражданами и обеспечит правовую защиту заинтересованных сторон.

«В отсутствии закона отношения кредитных организаций с гражданами-должниками выстраиваются вне правового поля. Сначала в течение непродолжительного времени из банка вежливо звонят и просят погасить кредит. А затем просто передают портфель «плохих долгов» коллекторским агентствам для выбивания денег», — сказал он. При этом он подчеркнул, что сами банкиры признают недостаточно эффективной деятельность коллекторов.

«Нередки случаи, когда они (коллекторы) в попытках взыскать с граждан долг переходят существующие нравственные границы: приходят по ночам, звонят с явными угрозами и так далее», — отметил Ю.Петров. По его словам, в США, на «родине коллекторских агентств», действуют нормативные акты, запрещающие коллекторам разговаривать с должником в грубом тоне, выражаться, оскорблять его, американские коллекторы не имеют право беспокоить должников с 9 часов вечера до 8 часов утра.

«Предложенный Минэкономразвития законопроект представляется не хуже зарубежных аналогов. Основная часть дел по банкротствам будет возбуждаться по заявлениям самих граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, суд при наличии у гражданина регулярного источника доходов может давать ему отсрочку по уплате долга до пяти лет с тем, чтобы распределять его регулярные платежи между кредиторами», — пояснил представитель думского комитета, отметив при этом, что с ростом кредитования населения резко возросло количество невозвратов банковских кредитов.

С начала кризиса в России рост кредитного портфеля физических лиц прекратился, и в течение 2009г. наблюдалось его постепенное снижение в среднем на 2% в месяц. При этом общий объем просроченной задолженности вырос примерно на 60% и составил более 240 млрд руб.

Кроме того, представитель Минэкономразвития Д.Скрипичников также подчеркнул, что, как показало кризисное время 2008-2010гг., «у граждан не оказалось инструментов защиты от кредиторов». «У нас есть инструменты для юридических лиц, но у нас нет цивилизованных инструментов для физлиц», — сказал он.

Между тем президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян отметил, что, хотя сами банки инициировали создание такого закона, у них есть ряд вопросов к законопроекту. В частности, Г.Тоcунян считает необходимым предусмотреть в законопроекте возможность увеличения совокупного объема задолженности, достаточной для возбуждения дела о банкротстве гражданина. В настоящее время установленный размер задолженности составляет 10 тыс. руб. Законопроектом необходимый размер совокупных требований кредиторов к должнику увеличивается до 50 тыс. руб. Однако, по мнению Г.Тосуняна, «для физических лиц, может быть, 50 тыс. руб. — это и нормально, но для индивидуальных предпринимателей это явно заниженная цифра». Он предложил поднять планку для индивидуальных предпринимателей до 500 тыс. руб.

Источник: РБК

Опубликовано: 05.07.2012