Арест с имущества, реализованного на торгах при банкротстве, будет сниматься автоматически — законопроект

ed70e8bf8ce85839c43984f7f71c4235

Поправки в закон об исполнительном производстве и закон о банкротстве, подготовленные Минюстом, позволят автоматически снимать арест с имущества, реализованного на торгах. Сейчас на снятие ареста с такого имущества в суде уходит около шести месяцев, говорят эксперты.

Минюст подготовил поправки в закон об исполнительном производстве и закон о банкротстве, сейчас они находятся на согласовании в Минэкономразвития, сказал «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Изменения затронут несколько статей закона об исполнительном производстве, следует из законопроекта, с которым ознакомился «Интерфакс». В ст.31 (Отказ в возбуждении исполнительного производства) появится дополнительное основание для отказа. 

Получив исполнительный документ, судебный пристав в течение трех дней может отказать в возбуждении исполнительного производства. Новое основание — судебный акт о прекращении производства дела о банкротстве не вступил в законную силу, но ранее документ уже предъявили к исполнению и закрыли производство. 

Производство должны закрывать, если арбитражный суд вводит процедуры наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления должника, реструктуризации долгов гражданина, в том числе ИП, применяемые в деле о банкротстве, говорится в законопроекте (поправка в ст. 46 — Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства). А судебный пристав, вынося такое постановление, должен разъяснить порядок включения требований в реестр требований кредиторов и порядок их удовлетворения за счет конкурсной массы. 

Эти поправки в закон об исполнительном производстве помогут компаниям и гражданам снять часть проблем, возникающих при банкротстве, считает партнер юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов. «Дело в том, что судебные приставы, как правило, не обращаются к закону о банкротстве, а используют только закон об исполнительном производстве. Это приводит к дополнительным проволочкам, когда имущество, на которое был наложен арест, реализуют с торгов, а приставы при этом не снимают с него арест, хотя об этом прямо сказано в законе о банкротстве. Приходится обращаться в суд и уже в суде решать этот вопрос, на эту формальность может уйти полгода», — поясняет он. 

Второй блок поправок касается процедуры банкротства физических лиц, которая заработала в октябре 2015 года. В статье 69.1 закона об исполнительном производстве (Особенности обращения взыскания при введении в отношении должника — гражданина, в том числе ИП, процедур банкротства) слова о приостановке исполнительного производства заменят на окончание. Такая же замена произойдет и в ст. 96 (Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации). 

Поправки должны заработать 1 июня 2017 года. 

Это важные изменения, которые хотя и не решают всех проблем, но помогают двигаться в важном направлении, считает А.Боломатов. Сейчас требования кредиторов можно удовлетворить в рамках двух параллельных процедур — исполнительного производства (судебный пристав) или дела о банкротстве (арбитражный управляющий), говорится в пояснительной записке. При этом у арбитражного управляющего по закону о банкротстве больше полномочий, связанных с выявлением активов должника и удовлетворением требований кредиторов, чем у судебного пристава по их принудительному исполнению, поясняют авторы.

«Учитывая, что длительность различных процедур банкротства на практике может измеряться годами, складывается ситуация, при которой исполнительные документы имущественного характера фактически длительное время находятся на исполнении ФССП без возможности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. В 2015 году на исполнении находилось более 1 млн (производств)», — говорится в пояснительной записке. 

В большинстве случаев суды признают действия судебных приставов в отношении должников в стадии банкротства незаконными, и таким образом разработчики планируют повысить гарантии прав кредиторов. В частности, предлагается сохранить право судебного пристава накладывать аресты на имущества должника на стадии внешнего управления. На стадии наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления по окончании исполнительного производства предусмотрена отправка исполнительных документов взыскателям для включения в реестр требований кредиторов или удовлетворения требований за счет конкурсной массы, отмечают разработчики. 

Copyright © 1991-2016 Interfax.
Все права защищены
Использованы материалы Новостной ленты «Интерфакс» 

Источник: Единый федеральный реестр сведений о банкротстве