«Ожидаем рост спроса на банкротство». Финэксперт о кризисе в бизнесе

Локдаун и снижение доходов населения приведет к эффекту отложенного спроса. И это не пройдет даром для предпринимателей, не имеющих финансовой «подушки безопасности». Повторится ли в бизнес-среде кризисный сценарий 2020 года и как сегодня меняется число банкротств, РБК Калининград спросил генерального директора Регионального центра банкротства Калининградской области Глеба Четверткова. В интервью он не исключил возможности повторения последствий прошлогоднего локдауна.

По данным из статистического бюллетеня Единого федерального реестра сведений о банкротствах, за январь-сентябрь 2021 года количество обращений об открытии конкурсного производства по банкротству в отношении юрлиц и крестьянских хозяйств в Калининградской области составило 79. Это на 26% меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Что касается физических лиц и индивидуальных предпринимателей, то здесь, наоборот, наблюдается тенденция роста. За девять месяцев этого года от граждан поступило 1292 заявления, что на 76% больше, чем в январе-сентябре 2020 года.

— Какова сейчас ситуация с банкротством в бизнесе? Меняется ли что-то в худшую сторону?

— Ситуация усугубляется, в первую очередь, потому, что снижается платежеспособный спрос. Люди не знают, что будет дальше, насколько это все затянется, они сейчас срежут свои расходы, будут меньше покупать. Коммерсанты, работающие в формате В2В, обязательно почувствуют это на себе, только чуть позже. Отложенный спрос отразится на финансовом положении, но это станет ясно уже после завершения периода ограничений. Как в 2020 году, когда спрос на услуги по банкротству увеличился именно после локдауна. Конечно, это было не кратное увеличение, но все же.

— То есть сейчас, когда начали ужесточать ограничения, об этом говорить рано?
— Это иллюзия, что как только стало трудно закрывать платежи, возникли проблемы с работой, и все побежали банкротиться. Нет. Наши люди в этом плане тянут до последнего, пытаются удержаться на плаву, продают имущество, активы. Хотя, порой уже очевидно, что человек не вырулит. Но, поскольку он оказывается в такой ситуации первый раз, у него еще теплится надежда, он не решается на банкротство. Так было и прошлой весной. Были обращения в рамках консультаций, люди сначала консультировались, узнавали, как лучше выйти из кризиса. Потом кто-то выровнялся, а кто-то не смог.

— А почему это плохо, когда люди, стоящие на пороге банкротства, не начинают эту процедуру?

— По той же самой причине, по которой они не идут пломбировать больной зуб в платную клинику, а потом уже лечат флюс и удаляют зуб. Также и здесь. Физлица или предприниматели могут перестать платить по кредитам, как-то оптимизировать имущество, их просудят, долги повиснут у приставов. Если у человека минимальный доход, ну, будут взыскивать по три копейки. И это тоже выход. Но, ведь при этом граждане хотят, чтобы им был открыт выезд за границу, не было других проблем, связанных с долгами. Если стратегически смотреть, то выгоднее обанкротиться, чтобы списались все долги и жить дальше.

— Но ведь для бизнесмена, который в будущем планирует продолжить работать, кредитоваться, банкротство означает запрет на внешнее финансирование?

— С одной стороны, да. Но, с другой, этот коммерсант уже ушел в просрочку и даже несмотря на то, что пытается как-то кусками погашать задолженность, это на итог не повлияет. У него и так будет испорчена кредитная история. В итоге, получается, что бизнесмен старался, распродавал какие-то последние ресурсы, единственное жилье, а у него все равно плохая кредитная история. Даже если он сейчас выйдет из этой ситуации, его не прокредитуют потом. Хоть из-за просрочки, хоть вследствие банкротства. Оба варианта покажут, что этому заемщику выдавать кредиты либо совсем нельзя, либо можно, но очень осторожно, с залогами и поручительствами. Порой человек заблуждается, думая, что он себя спасает, погашая вот так кусочно кредиты в надежде на то, что потом его снова прокредитуют. На самом деле, это бег на месте. С точки зрения экономической целесообразности лучше в какой-то момент остановиться, принять ситуацию, признаться самому себе, что ты должник. Только тогда ты можешь двигаться дальше.

— Дайте совет предпринимателям, чей бизнес сейчас неустойчив финансово и есть угроза его закрытия. Переждать или идти на банкротство?

— Сложно сказать. Здесь нет универсального рецепта на все случаи жизни. В трудной ситуации главное — не суетиться, не принимать импульсивных решений из страха стать должником. Нужно все просчитать с юридической точки зрения, может быть, процедура банкротства и не понадобится. Возможно, часть проблем удастся решить в переговорном процессе, договориться о рассрочке и т.д. Не нужно терять голову из-за ощущения давления долга, кидаться продавать единственный угол. Это бизнес, это такая игра. Правильно проигрывать тоже надо уметь.

Ранее РБК Калининград публиковал мнение представителей из разных сфер бизнеса о потерях в локдаун и угрозе закрытия. Многие из спикеров говорили о том, что смогут выдержать сложности кризисного периода, но все зависит от того, продлят ли локдаун после 7 ноября.

Автор
Ирина Осипова

Источник: РБК