Почти половина россиян выживают на 15 тысяч рублей в месяц

Почти половина россиян выживают на 15 тысяч рублей в месяц

Во время пандемии доходы россиян обвалились. Большинство наших сограждан сегодня едва сводят концы с концами. Но ответственные чиновники не желают этого признавать. Определяя уровень жизни граждан, они ориентируются на среднестатистическую зарплату в 49,3 тыс. рублей.

На прошлой неделе СК «Росгосстрах Жизнь» представил исследование, согласно которому 44,6% жителей нашей страны имеют доход ниже 15 тыс. рублей в месяц. В исследовании участвовали 1,5 тыс. человек, живущих в разных регионах нашей страны. Каждый пятый респондент заявил, что за время эпидемии его доход значительно сократился. А каждый десятый и вовсе пожаловался на полную потерю заработка. Для сравнения: в феврале количество россиян с доходом менее 15 тыс. рублей в месяц составляло 38,1%.

Такое положение вещей, впрочем, совершенно не расстроило власти. В Минэкономразвития поспешили заявить о том, что данные опроса неверны, сославшись на Росстат. При этом главное статведомство страны констатирует: средняя номинальная начисленная заработная плата в России в апреле этого года составила 49,3 тыс. рублей.

Невольно вспоминается прошлогодняя прямая линия президента Владимира Путина, на которой сотрудник МЧС из Калининградской области Станислав Таукачикас пожаловался президенту на то, что сотрудники пожарной части получают всего 12–13 тыс. рублей в месяц. А он, командир, – 16 тыс. рублей. К сожалению, таких примеров в стране великое множество. И очевидно, что с прошлого года ситуация только ухудшилась.

Кстати, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя исследование «Росгосстраха», заявил, что выводы о ситуации в стране некорректны, поскольку в опросе участвовало небольшое число людей.

Интересно, что в Минэкономразвития, видимо, стараясь подкрепить данные Росстата дополнительными аргументами, сослались также на то, что главным индикатором доходов населения является потребительский спрос. А он у нас с мая этого года показывает рост, подтверждает Банк России.

Впрочем, насчёт спроса есть и альтернативные данные. IT-компания «Эвотор», исследовав информацию с онлайн-касс, констатировала, что трафик в торговых центрах в конце июня – начале июля, несмотря на снятие карантинных ограничений, так и не восстановился до прежних значений. Дополнительно подтверждают падение доходов поступления НДФЛ, которые в мае снизились на 14% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года.

Залатать дыры в семейных бюджетах некоторые наши сограждане попытались с помощью банковских кредитов, в результате многие из них просто оказались в долговой яме. В июне этого года банкротами признали 11 500 человек – рекордное количество за всё время действия закона о банкротстве физических лиц с 2015 года. И это при том, что сама процедура банкротства по-прежнему достаточно сложна и забюрократизирована.

Заметим, что ещё до эпидемии, в прошлом году, доля россиян, живущих за чертой бедности, составляла 12,3%. По итогам 2019 года этот показатель несколько улучшился – на 0,6 п.п., – что преподносилось в качестве достижения социальной политики наших властей. Впрочем, низким этот уровень можно считать весьма условно. Цифры в отдельных регионах были куда выше. Например, в Туве уровень бедности составлял целых 35%. Также среди беднейших регионов страны оказались Калмыкия, Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Курганская область.

Становится очевидно, что средний уровень бедности в 12,3% по стране достигается во многом за счёт таких относительно богатых регионов, как Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ и Санкт-Петербург.

Кстати, в прошлом году 2% населения нашей страны не просто находились за чертой бедности, но вели настоящую борьбу за выживание. Судя по всему, по итогам этого года данные показатели будут только увеличиваться.

Александр Сафонов

Александр Сафонов

Александр Сафонов, профессор Финансового университета при правительстве РФ

– Традиционно и Тува, и Республика Алтай, и Ингушетия – регионы с высоким уровнем безработицы. Велика доля людей, проживающих в сельской местности, где доходы ниже, чем в производственном секторе. К тому же в Ингушетии достаточно много многодетных семей. Эти факторы способствуют увеличению бедности.

В 2020 году основной негативный фон по увеличению бедности возникнет в результате падения доходов работающих граждан. В полной мере компенсировать падение доходов населения, возникшее в результате пандемии, не удастся.

Источник: Версия