Вторая волна интереса к данному законопроекту возникла во время кредитного бума: в 2006 году Минэкономразвития разработало соответствующий документ, который был внесен в Госдуму. Однако, по мнению депутатов, законопроект в предложенном МЭР варианте чрезмерно защищал заемщиков в ущерб интересам банков. По прошествии пяти лет снова заговорили о целесообразности принятия соответствующей нормы, поскольку из-за кризисных явлений в экономике риск невозврата кредитов физическими лицами резко возрос.
Обсуждаемый законопроект нормативно закрепляет введение реабилитационной процедуры, предусматривающей проведение реструктуризации долгов в соответствии с планом, утверждаемым арбитражным судом на срок до пяти лет.
Законопроект дает возможность кредитору или должнику при неплатежеспособности последнего подать в арбитражный суд заявление о признании должника несостоятельным. Вообще акцент на применение судебной власти в обсуждаемом проекте — значительный.
Гражданин признается арбитражным судом банкротом, если установлена его неплатежеспособность. Критерии установления неплатежеспособности следующие: заемщик не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение шести месяцев с того момента, когда долговые обязательства должны были быть исполнены.
Далее речь может идти либо о реструктуризации долга сроком до пяти лет, либо о его списании через конкурсное производство. Инициатор банкротства (заемщик или кредитор) должен оплачивать стоимость услуг арбитражного управляющего во время конкурсного производства (стоимость устанавливается в размере го тыс рублей ежемесячно на срок до 6 месяцев).
При оговоренной в законе минимальной сумме долга расходы на процедуру банкротства сравнимы с суммой задолженности, в результате чего сама процедура становится невыгодной как заемщикам, так и кредиторам.
Сумма долга в 50 тыс рублей, при которой должнику хотят разрешить объявлять себя банкротом, слишком мала и может самым неблагоприятным образом сказаться как на финансовых показателях банков, так и на загруженности судов.
Поэтому, по мнению коллекторского сообщества, она должна быть увеличена как минимум до 300-500 тыс рублей.
Кроме того, службы взыскания долгов не поддерживают того, что законопроект распространяется на индивидуальных предпринимателей: они являются субъектами экономической деятельности, и для них должны быть установлены правила, аналогичные тем, что действуют в случаях неплатежеспособности юридических лиц. Упрощенная процедура, освобождающая от погашения долгов, несет в себе риск нестабильности экономической системы.
Банкротство не должно стать палочкой-выручалочкой для тех, кто любит брать, и не любит отдавать долги. Принципы и нормы законопроекта должны быть нацелены на то, чтобы банки не загоняли людей в кабалу, а должники не забывали расплачиваться. Процедура банкротства должна быть организована таким образом, чтобы спасать людей в действительно тяжелых ситуациях.
В случае принятия законопроекта в нынешнем виде банки будут вынуждены закладывать новые риски именно в процентные ставки, что, приведет к удорожанию кредитных продуктов и, в первую очередь, негативно отразится на положительных заемщиках.
Документы и ссылки: Смотреть текст законопроекта о банкротстве физических лиц
Скачать текст законопроекта о банкротстве физических лиц
Источник: NEWSLAND
Опубликовано: 13.07.2012