Теперь крупные должники на прицеле. Банки открыли «охоту» на задолжавших бизнесменов.

2283042f1c59dabc5e22ea8f4c33b8b6

 

С момента вступления в силу закона о банкротстве физических лиц прошел месяц. Первыми жертвами банкротства оказались крупные бизнесмены, поручители по корпоративным кредитам своих компаний, задолжавшие банкам миллионы и миллиарды рублей, а не валютные ипотечные заемщики или владельцы многочисленных кредитных карт, как прогнозировали эксперты.

Банкроты знаменитости

В первые же дни после вступления закона в силу уведомления о своем возможном банкротстве получили довольно известные люди: основатель фруктовой компании JFC Владимир Кехман, возглавляющий также Новосибирский театр оперы и балета, а также экс-сенатор от Республики Алтай и отец известной певицы Алсу Ралиф Сафин. Кроме того иск о банкростве получил и бывший владелец Черкизовского рынка, руководитель группы АСТ Тельман Исмаилов.

Все эти люди выступали прямо или косвенно поручителями по кредитам, которые брали в банках принадлежащие им компании.

Иск о банкротстве на Владимира Кехмана подал Сбербанк. Бизнесмен должен банку более 4,5 млрд рублей, которые в качестве кредитов получила его компания JFC, обанкротившаяся еще в 2012 году.

Банк «Зенит», принадлежащий нефтяной компании «Татнефть», подал иск о банкротстве на Ралифа Сафина. Его девелоперская компания «Марр капитал» периодически брала кредиты в «Зените» на строительство тех или иных объектов недвижимости.

Банк Москвы 9 октября подал иск о признании банкротом бизнесмена Тельмана Исмаилова. Компания КБФ АСТ, входящая в группу АСТ Тельмана Исмаилова, задолжала Банку Москвы 213,3 млн долларов.

По заявлению банков

Помимо заемщиков с громкими фамилиями, в очередь на банкротство попали поручители по корпоративным кредитам и более мелких компаний. Граждане, набравшие в разных банках по несколько потребительских кредитов или оформивших по пять-шесть кредитных карт, пока не вызывают у финансистов интереса, чтобы начинать их банкротить.

Больше всего исков на банкротство должников подготовили госбанки. Как рассказали в пресс-службе Сбербанка, за октябрь банк подал в суды более 140 заявлений граждан на общую сумму свыше 17 млрд рублей. В основном это были заявления о банкротстве поручителей по кредитам юридических лиц, отметили в банке.

Вместе с этим, в Сбербанке добавили, что подавали и заявления о банкротстве заемщиков по ипотечным кредитам и заемщиков, предоставивших иные ликвидные залоги.

Банк ВТБ24 отобрал за октябрь 20 должников по проблемным кредитным сделкам, по шести должникам арбитражные суды уже возбудили производства по делам о банкротстве. Общая сумма их задолженности перед банком составила — 3,5 млн рублей.

Банк «Уралсиб» подал на банкротство всего два заявления на своих региональных заемщиков, которые задолжали ему 50 млн рублей, а Райффайзенбанк — одно заявление о банкротстве. Все заявления банков поданы по корпоративным кредитам, по которым должники выступают поручителями.

Личные инициативы граждан

Но не только банки воспользовались законом о банкротстве. Заемщики также стали готовиться к процедуре банкротства. Как рассказали в пресс-службе банка ВТБ24, за октябрь банк имел информацию о 71 должнике, которые воспользовались новым законом, и в октябре подали заявление о своем банкротстве. Это заемщики из разных регионов страны, у каждого из которых имеется по несколько кредитных обязательств, в среднем по 2 — 3 кредита /в основном это кредиты наличными и кредитные карты с относительно небольшой суммой долга/, рассказали в банке, отметив, что должников с ипотечными обязательствами, в т.ч. валютными, среди них нет.

В Сбербанке пока не сообщили о том, сколько их заемщиков решили подать на собственное банкротство. «Поскольку нормы о банкротстве граждан вступили в силу только 1 октября 2015 г., первые заседания по поданным в октябре 2015 года заявлениям о признании банкротами граждан — должников Сбербанка должны состояться в ближайшие недели. После этого можно будет проанализировать информацию о таких делах и сделать предварительные выводы», — сказал представитель Сбербанка.

В свою очередь, банк «Уралсиб» узнал о том, что десять его поручителей по корпоративным кредитам подали заявления о банкротстве. Их совокупный долг перед банком составляет 540 млн руб.

«Все заявления поданы в регионах, в Москве и Московской области таких нет. Общей причиной подачи всех этих заявлений усматривается cтремление уклониться от исполнения своих обязательств перед банком», — считает руководитель главной исполнительной дирекции корпоративного управления и правового обеспечения банка «Уралсиб» Нина Семина.

Банкротство без спешки

Остальные кредитные организации пока не спешат банкротить заемщиков. В Росбанке, Связь-банке, Абсолют банке, Московском кредитном банке /МКБ/, СМП Банке сообщили, что не подавали ни одного заявления о банкротстве своих должников.

«В ближайшее время мы не планируем активно прибегать к процедуре банкротства, поскольку акцентируем внимание на качественной организации досудебной работы с просроченной задолженностью», — сообщил директор департамента розничного бизнеса МКБ Александр Шорников.

По его словам, по розничным должникам приоритетом в работе остаётся судебно-исковое производство.

«Степень эффективности процедуры банкротства физических лиц можно будет оценить, когда станут известны результаты рассмотрения соответствующих дел и степень удовлетворения требований кредиторов в рамках этих дел», — говорит вице- президент СМП Банка Ирина Данилина, отмечая, что пока таких результатов нет.

По словам директора департамента по работе с проблемными активами Связь-банка Сергея Акинина, остается надеяться, что институт «потребительского банкротства» справиться с поставленными перед ним задачами по избавлению от долгов добросовестных граждан в ходе одного процесса, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество, а также будет способствовать эффективному взысканию кредиторами долгов с неисправимых должников-физических лиц.

 

Материал подготовлен по информации агентства ТАСС

Источник: Planet Today

Опубликовано: 02.11.2015