Остаться при своем

a671696beda9eb8b84039cfa320ccc4b

Процедуру банкротства физических лиц в России хотят усложнить. С такой инициативой выступила Ассоциация региональных банков. Она уже обратилась с идеей к регулятору. Главный аргумент — физлица все чаще объявляют себя неплатежеспособными для незаконного обогащения за счет невозврата долгов.

Банкиры предлагают расширить перечень случаев, в которых заемщик не сможет провести процедуру банкротства, а также усилить ответственность недобросовестных должников.

Для решения проблемы также нужно сформировать «черные списки» таких заемщиков, рассказал «Коммерсантъ FM» президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.

«Такая проблема действительно существует. Есть категория мошенников, которые берут кредиты, зная, что их не вернут. Учитывая сложность взыскания, проведения процедуры банкротства, все больше людей хотят воспользоваться чужими деньгами. Законодательство в этой сфере должно быть более эффективным, служба судебных приставов должна работать активнее, может быть, срок рассмотрения подобных дел нужно сократить. Такой «черный список» необходим также для того, чтобы потенциальные кредиторы знали, что эти заемщики уже засветились в недобросовестных действиях», — подчеркнул он.

Зачастую заемщики непосредственно перед процедурой банкротства переводят все свои активы на третьих лиц. Из-за этого кредиторы не могут взыскать средства с должника. Это надуманная проблема, уверен генеральный директор компании «ОК Банкрот» Дмитрий Инкин. Существующий закон о банкротстве уже содержит все необходимые механизмы защиты кредиторов, считает эксперт.

«В процедуре банкротства есть два института, которые защищают кредиторов. Один из них — это оспоримость сделки. Любую из них можно оспорить за три года до проведения процедуры банкротства. И примеры этого есть, такие сделки возвращаются в конкурсную массу, а кредиторы получают свои деньги, — заметил он. — Инициаторы этого предложения преувеличивают проблему. По крайней мере, в нашу компанию приходят только 2% клиентов, которых можно назвать недобросовестными. Они сразу заявляют, что хотят провести процедуру банкротства только для того, чтобы не платить долги».

Проблема действительно актуальна в случае так называемых «бизнес-банкротств», когда владелец бизнеса берет крупный кредит на фирму, а сам выступает лишь в качестве поручителя, считает советник юридической фирмы BGP Litigation Сергей Лисин. Однако такие случаи следует выделять в отдельное производство, уверен эксперт.

«В этих случаях поручители все свое имущество задолго до кредитного дефолта стараются записать на других лиц для того, чтобы в случае предъявления претензий взять с них было нечего, — пояснил он. — Так что с точки зрения законодательства нужно разделять обычного гражданина, который взял кредит в банке, а потом не смог его вернуть из-за того, что, например, лишился работы, и крупных бенефициаров. Ответственность последних за проведение процедуры банкротства в своих интересах должна быть более серьезной».

В Центробанке отреагировали на предложение Ассоциации региональных банков. Регулятор заявил, что пока не готов решать эту проблему, так как Банк России не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере банкротства граждан.

Александр Ляпин

Источник: Коммерсант