Как не оказаться заложником пирамиды

Выгодно вложить собственные сбережения сегодня хочет каждый, у кого они появляются хотя бы в самом минимальном объеме.
dengi_1000_d_850

Пока деньги не съела инфляция, пока их не растратили на эмоциональные покупки, нужно вкладывать, или, как выражаются консультанты по финансовой грамотности, — инвестировать. Но куда? Ответ на этот вопрос зачастую могут дать прямо на улице промоутеры в ярких жилетках. «Принимаем сбережения под 20 процентов! Возьмите листовочку», — предложили собкору «РГ» прямо в центре Белгорода.

Пенсионерам — дороже?

Отчего ж не взять. Оказалось, средства можно вложить в потребительский кооператив социально-экономической взаимопомощи. Чем дольше срок, на который доверишь свои средства, — тем выше годовой процент. Но и минимум в 17 годовых сегодня не предложит ни один банк.

Листовку с рекламой расхватывали пенсионерки.

Ее приятельница тоже задумалась, но листовку решила сначала показать сыну. Он «ученый, поймет, что к чему». А я стала наводить справки о финансовой организации, предлагающей разместить у них средства на столь выгодных условиях.

Кооператив оказался зарегистрирован в белгородском пригороде, в частной квартире. По офисному телефону, указанному на рекламной листовке, никто не отвечал, но в интернете легко получилось найти мобильный телефон с похожими цифрами.

— Да, мы принимаем сбережения, любые суммы от тысячи рублей, — ответил собеседник. — Но сначала нужно стать пайщиком. Для этого надо заплатить 500 рублей и каждый год их вносить. После вы приносите деньги — принимаем и наличные, и переводы — и выбираете программу: на сколько месяцев вы хотите разместить средства.Если финансовая организация не числится в реестре участников финансового рынка, то де-юре ее деятельность не поднадзорна Банку России

От этого срока, по словам собеседника, будет зависеть процент. Ко всему прочему, мне сказали, что кооператив сам заплатит за меня подоходный налог — ведь я же получу прибыль от вложений. Перспектива, на первый взгляд, заманчивая.

— Но за счет чего же такой высокий процент? — спрашиваю, не удержавшись.

Собеседник уверенно рассказал о бизнесе, на который и работают средства, — торговля продуктами питания, бакалеей и медом.

Никаких жалоб

Если навести справки о кооперативе на специальном ресурсе Банка России, то можно увидеть — такового в реестре нет. Более того, самой формулировки «потребительский кооператив социально-экономической взаимопомощи» там не встретишь. Кто и кому помогает? Ведь о выдаче льготных кредитов в рекламной листовке речи не идет, как в других объединениях, где одни пайщики деньги вносят, а другие тут же их берут в качестве займа под процент.

— Деятельность потребительских кооперативов не регулируется законодательством о защите прав потребителей, — отметила заместитель начальника профильного отдела в региональном управлении Роспотребнадзора Ольга Алексеева. — Это же кооперация, и по закону мы можем с вами сесть на кухне и договориться: я даю вам 10 рублей, вы мне возвращаете 12. Есть люди, которые так поступают.

Сомнительной показалась эксперту и возможность получения прибыли от торговли продуктами питания: в настоящее время о сверхдоходах этого сектора можно говорить только в случае с федеральными торговыми сетями, которым малый бизнес едва находит в себе силы противостоять.

— С медом тоже ситуация неоднозначная, — отмечает Алексеева. — Его в области достаточно для того, чтобы не продавать по завышенным ценам.

Проверь, не бойся и спроси

Доверять свои деньги подобным организациям или нет — личное дело каждого. Однако в ЦБ РФ подобные рекламные листовки рассматривают регулярно и обращают внимание потенциальных пайщиков, какие формулировки должны их насторожить.

— Главное, на что потребители обращают внимание в рекламе любых инвестиционных продуктов, — это размер процентной ставки. Обещание доходности в 25-40 процентов годовых и выше должно не просто насторожить, а стать серьезным сигналом — велика вероятность обмана. Такие ставки не соответствуют текущей рыночной ситуации. Ориентиром должны служить средние ставки по вкладам в банках, которые сейчас составляют шесть-восемь процентов годовых, — рассказал заведующий сектором визуального контроля и проверки персональных данных отделения Белгород Банка России Андрей Титов.

Стоит обратить внимание и на обещание страхования вкладов, однако зачастую организаторы «кооперативов» даже не упоминают это слово, заменяя его на «сбережения».

— Согласно букве закона, государственная система страхования вкладов распространяется только на средства, находящиеся в кредитных организациях, то есть банках, имеющих соответствующую лицензию, — напоминает Андрей Титов. — Нефинансовые организации, привлекающие средства граждан, могут воспользоваться услугами страховых компаний. Но что именно будет включено в договор страхования, на каких условиях он будет составлен, предугадать нельзя. Чаще всего в таких случаях обещание страхования — это не более чем маркетинговая уловка. Но главное, на что Банк России всегда рекомендует обращать внимание, — является ли организация легальным участником финансового рынка? Для того чтобы проверить ее статус, надо ввести данные компании — например, ее название — в специальном разделе на сайте Банка России. Так вы сможете без труда проверить, есть ли интересующая вас организация в реестре участников финансового рынка и имеет ли она лицензию на осуществление финансовой деятельности. Если структура в реестре не числится, то де-юре ее деятельность не поднадзорна Банку России. В то же время Банк России уделяет большое внимание выявлению и пресечению деятельности организаций, нелегально оказывающих финансовые услуги. Информация о таких сомнительных организациях, ведущих агрессивную рекламу и обещающих баснословные прибыли, выявляется специалистами отделения Белгород Банка России и передается в вышестоящие подразделения.

Источник: Российская газета